http://www.rekicen.ru/php/content.php?group=0&id=2750

Суперпопулярные кремы для осветления кожи на основе гидрохинона - потенциальная бомба замедленного действия

Когда она идет по улице в Макхам Кху, городишке на юго-востоке Таиланда, на нее пялятся во все глаза, а дети кричат: "Привидение!" Менеджер ресторана, где работала Панья Бунчун, просто сказал ей, что она уволена.

Крем, который девушка наносила на лицо и шею, должен был превратить ее в белокожую красотку – фотографии таких женщин она видела на многочисленных страницах женских журналов и по телевизору.

Но вместо того, чтобы осветлить кожу, нелегально произведенная смесь, которую она купила в местном магазинчике, превратила ее кожу в уродливую полосатую рябь бело-розового и темно-коричневого: доктора говорят, что, возможно, это навсегда.

В то время как светлая кожа агрессивно пропагандируется по всей Азии как красивая и здоровая, случай Паньи – наглядная иллюстрация готовности некоторых женщин пойти на все, чтобы изменить свои природные данные, и опасности, с которыми это порой сопряжено.

Огромное количество кремов для отбеливания кожи на полках супермаркетов и аптек – это свидетельство процветания этой индустрии в течение последних 10 лет: сейчас, по данным исследования, проведенного маркетинговой компанией Synovate, в Гонконге, Малайзии, на Филиппинах, в Южной Корее и на Тайване пользуются кремами для осветления кожи.

Лихорадка отбеливания кожи, которая нарастает параллельно глобальной страсти к косметической хирургии и инъекциям ботокса, распространяется не только на лицо. Есть кремы для осветления более темных участков кожи в области подмышек и для вымывания коричневатого пигмента из сосков на груди, что делает их розовыми.

Женщины покупают солнцезащитные кремы как основу для офисного макияжа – чтобы не получить загар по дороге на работу. Эти кремы – современный эквивалент огромных балдахинов, которыми в прошлом слуги укрывали своих повелителей от сильного азиатского солнца.

И хотя многие, если не большинство кремов для отбеливания кожи безопасны, врачи, организации потребителей и правительственные чиновники сообщают об опасных последствиях тенденции "белое значит красивое": вместо того чтобы осветлять отдельные потемнения, женщины наносят сильнодействующие кремы в больших и вредных пропорциях.

В бедных районах на юге и юго-востоке Азии быстро расходятся недорогие товары, произведенные на черном рынке на основе сильнодействующих, но нелегальных веществ.

"Я получаю много жалоб – с фотографиями "до" и "после" использования крема. "До" – это красивое лицо, а "после" оно выглядит так, словно его зажарили в печке", – говорит Даршан Сингх, менеджер Национального центра жалоб потребителей Малайзии, некоммерческой организации в Куала-Лумпуре.

Управление по пищевым и лекарственным товарам Таиланда опубликовало список из 70 отбеливающих кремов, незаконно продающихся в стране. Индонезийские чиновники выявили более 50 запрещенных косметических средств.

Однако некоторые сомнения есть и по поводу легальных кремов. Некоторые врачи указывают, что гидрохинон, который дерматологи всего мира много лет выписывают для устранения дефектов кожи, может быть канцерогенным, особенно если его использовать на протяжении длительного времени в больших дозах.

Было доказано, что гидрохинон, который также используется в фотопроцессах, вызывает лейкемию у мышей и других животных. В 2001 году ЕС запретил использование этого ингредиента в косметике, однако он по-прежнему широко используется при изготовлении лекарственных препаратов и нелегальных кремов в разных частях развивающегося мира. В США он продается без рецепта в 2-процентном разведении.

В прошлом году в одном из европейских медицинских журналов два врача опубликовали статью, в которой назвали долгосрочные последствия применения кремов на основе гидрохинона "потенциальной бомбой замедленного действия".

Социологи уже давно обсуждают, почему азиаты, различающиеся и по языку, и по религии, и по этнической принадлежности, все одинаково глубоко уверены в том, что светлая кожа более привлекательна.

Одно из наиболее часто приводимых объяснений – это то, что светлая кожа ассоциируется с богатством и более высоким уровнем образования, потому что представители более низких социальных слоев, рабочих и крестьян, подвергаются воздействию солнца и поэтому имеют более темный цвет кожи.

Другая теория строится вокруг волн завоевателей с более светлой кожей, монголов из Центральной Азии или колонизаторов из Европы, цвет кожи которых стал стандартом привлекательности.

"Успех средств для осветления кожи означает, что западная концепция красоты в отношении цвета кожи, наконец, дошла до низших классов", – говорит Рэнди Дэвид, социолог в Университете Филиппин.

Нитхивади Пучарейот, врач в кожной клинике в Бангкоке, занимающийся распространением средств для осветления кожи, отмечает: "Каждая тайская девушка думает, что, если у нее будет белая кожа, к ней придут деньги и мужчины. Все кинозвезды имеют белую кожу, и все хотят выглядеть, как суперзвезды".

В Таиланде так же, как и в других странах региона, более темную кожу клеймят особыми выражениями. Одно из распространенных оскорблений – tua dam, или "черное тело". Эту фразу произносят, когда хотят "опустить" кого-то из более низких социальных слоев. Другие фразы – e dam ("черная девушка") и dam tap pet ("черный, как утиная печень").

В распространении мнения о том, что белая кожа более красива, свою роль, конечно, играют кино и реклама. Большой успех южнокорейских сериалов в регионе сделал светлокожих звезд эмблемой азиатской красоты.

Реклама продуктов для отбеливания кожи представляет светлую кожу как яркую и более здоровую. Популярный бренд Olay, например, продает крем под названием white radiance ("белое сияние"). L'Oréal представляет продукты серии white perfect ("белое совершенство").

В исследовании, проведенном в июне 2004 года Synovate, 64% респонденов из Гонконга, Малайзии, Филиппин, Южной Кореи и Тайваня заявили, что со светлой кожей они чувствуют себя моложе. Половина филиппинок, 45% жительниц Гонконга и 41% малаек сообщили, что пользуются каким-либо продуктом для осветления кожи.

Конечно, в Азии есть те, кто предпочитает загорелую кожу. В Японии есть молодые девушки, которых часто называют "сибуйские девушки" – по названию фешенебельного квартала Токио Сибуя, где они любят проводить время. Эти девушки уже с десяток лет регулярно посещают солярии.

Однако они – "белые вороны" в японском обществе, да и во всей Азии.

"Все остальные в Азии хотят иметь белую кожу, – указывает Лиюнг Су, координатор отдела международной моды в Vogue Nippon, японской версии журнала мод. – Люди могут сказать тебе, когда ты возвращаешься из отпуска: "О, у тебя загар!" Но это не обязательно прозвучит как комплимент".

В прошлом году в супермаркетах и аптеках Азиатско-Тихоокеанского региона появились 62 новых продукта для отбеливания кожи. По данным Datamonitor, маркетинговой компании, это говорит о том, что тенденция набирает обороты, так как в последние четыре года количество ежегодно появляющихся средств не превышало 56.

Эти продукты работают по-разному. Одни основаны на активных ингредиентах, таких как гидрохинон, экстракт шелковицы, экстракт лакрицы, или арбутин, и сдерживают выработку меланина, кожного пигмента. Другие – это кислоты, которые снимают старую кожу и обнажают новую, более светлую.

Одна из проблем, говорят врачи, заключается в том, что самые эффективные, но и самые опасные вещества для отбеливания кожи часто являются самыми дешевыми, как, например, ингредиенты, основанные на ртути или гидрохиноне, который в Таиланде продается всего по 20 долларов за кг, в то время как экстракт лакрицы высокой концентрации стоит около 20 тыс. долларов за кг.

В прошлом году Вите Вестерхоф, дерматолог, основавший Нидерландский институт пигментных расстройств в Амстердаме, и Т. Джей Куйерс, голландский химик, опубликовали статью-комментарий в Journal of Cosmetic Dermatology, призывая к новым исследованиям опасных побочных эффектов гидрохинона.

"Все последние данные в научной литературе свидетельствуют, что применение гидрохинона как агента для осветления кожи следует немедленно прекратить, – писали Вестерхоф и Куйерс. – Мы придерживаемся мнения, что это потенциальная бомба замедленного действия".

Врачи, часть которых перестала прописывать гидрохинон, говорят, что он остается одним из самых широко используемых веществ для осветления кожи.

"Он используется очень и очень широко, – говорит Анил Ганджо, дерматолог в Нью-Дели и президент Индийской ассоциации дерматологов, венерологов и лепрологов. – Почти все способы избавления от пигментных пятен предполагают применение гидрохинона".

Тада Пьямфонгсант, президент Тайского общества косметической дерматологии и хирургии, заявил, что, по его оценке, кремы с гидрохиноном выписывают пациентам около половины всех тайских врачей. Сам он перестал выписывать это вещество около десяти лет назад, когда заметил у пациентов покраснения, зуд, а также более серьезные побочные эффекты, такие как охроноз (изменение цвета тканей), появление более темных участков кожи, которые было очень сложно устранить.

У отдельных пациентов развивается лейкодерма, при которой кожа теряет способность вырабатывать пигмент, что приводит к появлению розоватых участков кожи, таких как на шее и лице у Паньи.

Когда Панья только начала применять крем под названием "3 дня", стоимостью около 1 доллара, то поначалу была очень довольна результатами.

Она начала испытывать кожный зуд, но терпела, потому что кожа значительно осветлилась. А клиенты в ресторане, где она пела тайские народные песни, начали оставлять ей больше чаевых. Однако когда ее кожа покрылась пятнами – это произошло через 2 месяца после использования крема – ее жизнь разлетелась на осколки. Босс сказал ей, что, поскольку она стала уродиной, то больше не может петь в ресторане.

Сегодня она сломлена, и ее сердце разбито.

"Я больше никогда не смотрюсь в зеркало", – говорит она, всхлипывая.

В прошлом месяце она рассказала свою историю в тайской телепрограмме – она плакала, когда описывала, как потеряла работу и изуродовала лицо.

Перед тем, как представить героиню программы, ведущий зачитал список спонсоров передачи, включая крем под названием White Beauty ("Белая красавица").

"Используйте этот крем, – призвал ведущий. – Это квалифицированное решение ваших проблем".

Томас Фуллер

http://inopressa.ru/